В последние дни дипломаты ведут переговоры по проблеме Нагорного Карабаха. В четверг перспективы урегулирования кризиса обсудил с российской стороной министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Накануне Москву посетили глава МИД Армении Эдвард Налбандян и президент республики Серж Саргсян. На следующей неделе в Ереване и Баку ждут главу российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова. По мнению экспертов, усилия России направлены на выработку новой «дорожной карты» по примирению сторон. О возможных путях разрешения Нагорно-Карабахского конфликта — в материале RT.
Встречи в Москве
16 ноября в Москве глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ — межгосударственной структуры, которая занимается поиском решения Карабахской проблемы. Сопредседателями группы являются представители России, США и Франции. По итогам переговоров, глава пресс-службы азербайджанского внешнеполитического ведомства Хикмет Гаджиев подтвердил, что Баку принял предложение сопредседателей Минской группы провести встречу глав МИД Армении и Азербайджана 7—8 декабря в Вене.
О своём желании посетить Армению и Азербайджан 20—21 ноября 2017-го заявил и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он подчеркнул, что карабахский вопрос не будет обойдён вниманием.
«Будем говорить о региональной и международной проблематике, в том числе, постараемся понять, где мы находимся в рамках усилий по карабахскому урегулированию после недавней встречи президентов Азербайджана и Армения», — заявил глава российского МИД.
Днём ранее, 15 ноября, с официальным визитом в Москве побывал президент Армении Серж Саргсян. Он встретился с российским коллегой Владимиром Путиным и принял участие в открытии Дней культуры Армении в России.
- Владимир Путин и Серж Саргсян во время встречи в Москве
- РИА Новости
- © Алексей Никольский
14 ноября Москва принимала министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. Глава дипломатического ведомства закавказской республики , также как его азербайджанский коллега, встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Как сообщили прессе, стороны договаривались об организации встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана.
Полмесяца назад, 1 ноября 2017 года, на встрече в Тегеране у российского президента была возможность пообщаться по карабахскому вопросу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Дипломатическая активность
Напомним, территория бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР, а также семи окружающих её районов Азербайджана контролируется властями самопровозглашённой Нагорно-Карабахской республики (НКР).
Этно-политический конфликт в Нагорном-Карабахе — регионе с преимущественно армянским населением в составе Азербайджана — вспыхнул в 1987 году. После распада СССР с 1991 по 1994 годы начались активные боевые действия. В них участвовали добровольцы самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики, а также армии Армении и Азербайджана. В настоящее время конфликт является замороженным, хотя периодически на линии соприкосновения сторон происходят стычки и обстрелы. Наиболее интенсивная вспышка конфликта произошла в апреле 2016 года, когда в течение трёх дней шли боевые действия между силами НКР и Армении с одной стороны и азербайджанскими военными с другой. Обе стороны обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня.
- В зоне карабахского конфликта
- РИА Новости
Последний месяц наблюдается повышенная дипломатическая активность вокруг Нагорно-Карабахской проблемы. Так, 16 октября в Женеве по инициативе Минской группы ОБСЕ состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана Серджа Саргсяна и Ильхама Алиева, а 9 ноября 2017 года вопрос урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха обсуждалася на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене.
Представители США, России и Армении тогда заявили, что выступают за увеличение полномочий миссии ОБСЕ в регионе и создание эффективного механизма мониторинга нарушений мирных договорённостей на линии разграничения противоборствующих сил. На этой же встрече азербайджанская делегация заявила, что ожидает «от сопредседателей практических шагов по активизации переговоров».
С похожим призывом выступил и президент Турции Реджеп Эрдоган, во время визита в Баку 30 октября 2017-го.
- Ильхам Алиев и Реджеп Эрдоган
- Reuters
- © Murad Sezer
«Считаем, что международное сообщество во главе с Минской группой ОБСЕ должно более активно работать по урегулированию Нагорно-Карабахской проблемы», — подчеркнул турецкий лидер.
Тогда же он пообещал затронуть проблему карабахского урегулирования на встрече с президентом России Владимиром Путиным.
«Если он реально сфокусируется на этом вопросе, его можно будет легко разрешить», — подчеркнул Эрдоган.
Однако никаких заявлений относительно Нагорного Карабаха по итогам переговоров в Сочи 13 ноября ни Владимир Путин, ни Реджеп Эрдоган не сделали.
«В связи с нормализацией отношений с Турцией это может говорить о том, что Анкара, лоббирующая интересы Азербайджана, подняла вопрос о неурегулированности конфликта, — отметил в беседе с RT эксперт фонда «Народная дипломатия» Владимир Киреев. — В целом у нас отношения с Турцией, как было заявлено, восстановлены практически в полном объёме, и остаётся вот эта проблема, которая тоже требует нормализации».
Завершить противостояние
По словам Киреева, неурегулированный статус Нагорно-Карабахской проблемы создаёт препоны для развития региона. Во-первых, всегда существует возможность начала войны, куда будут втянуты и Армения и Азербайджан, что поставит в трудное положение Россию: Москва военный союзник Армении по ОДКБ и одновременно региональный партнёр Азербайджана, поставляющий ему в немалых количествах оружие. Во-вторых, неурегулированный статус Карабаха затрудняет экономическое развитие Армении, отрезанной от других стран Евразийского экономического союза территориально и лишённой возможности развивать экономические связи с Азербайджаном и Турцией.
«Армения зажата между Азербайджаном, Турцией, Грузией и Ираном, — причём и Грузия, и Иран не дают ей нормальных транспортных коридоров», — отмечает эксперт.
Также по теме
Азербайджан привёл войска в боевую готовность в ответ на удары по своей территории со стороны Нагорного Карабаха. Об этом в пятницу…
Но подключение Армении к выгодным транспортным проектам, связанным с Турцией и Азербайджаном, в том числе в сфере трубопроводного транспорта, невозможно без урегулирования Карабахской проблемы.
В-третьих, постоянное балансирование на грани войны укрепляет позиции националистов и в Баку, и в Ереване. Взаимные обиды и отсутствие раз и навсегда закреплённого статуса Нагорного Карабаха затрудняют также и поиск компромиссного варианта решения конфликта.
«Азербайджан воспринимает этот вопрос крайне болезненно для себя — речь идёт о множестве беженцев, около миллиона человек, и репутационных издержках», — подчёркивает политолог.
Армения, по словам эксперта, хотя и не может полноценно развивать Нагорный Карабах, но не готова от него отказаться по сходным причинам.
«Можно ожидать, что во время визитов Лаврова в Баку и Ереван будет поднята тема о необходимости закончить это противостояние, — считает Киреев. — Один из вариантов разрешения кризиса — возвращение нескольких районов (из т.н. «пояса безопасности Нагорного Карабаха», по конституции НКР не входящего в состав её территории, — RT), Азербайджану».
- Cергей Лавров
- Reuters
- © Hoang Dinh Nam
По словам эксперта, предложенный так называемый «казанский вариант» — наиболее рабочая версия: «передача части территорий вокруг НКР Азербайджану послужит отправной точкой переговоров и докажет готовность Армении к компромиссам, а также выбьет почву из под ног у азербайджанских националистов, выступающих против переговоров». Речь идёт о встрече 24 июня 2011 года президентов России, Армении и Азербайджана в Казани. Тогда, впрочем, подписать соглашение об основных принципах урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха не удалось.
Также по теме
18 мая 1992 года в нагорнокарабахском конфликте произошёл переломный момент. Ополчение захватило город Лачин, прорвав блокаду…
Предложение вернуть Азербайджану часть территорий, находящихся сейчас под армянским контролем содержится и в Мадридских принципах — основных идеях по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, предложенных Минской группой ОБСЕ в 2007 году.
В 2009 году во время саммита «Большой восьмёрки» в итальянском городе Л’Акуила был обнародован их обновлённый вариант, который помимо возвращения занятых НКР районов Азербайджана предполагает создание сухопутного моста (Лачинский коридор) между Арменией и Нагорным Карабахом, предоставление НКР особого временного статуса, гарантирующего его самоуправление, возвращение беженцев и перемещённых лиц в НКР и окружающие её районы, определение окончательного статуса НКР на основании волеизъявления населения, включая беженцев, международные гарантии безопасности НКР, включая возможность введения миротворцев.
Отношение Армении и Азербайджана к Мадридским принципам амбивалентное, отмечают эксперты. С одной стороны, и Баку, и Ереван в основном с ними согласны, однако никаких реальных действий на их основе до сих пор не было предпринято. Каждая сторона перетолковывает выгодные ей положения документа в свою пользу.
Поиск решения
По мнению заместителя генерального директора бюро «Стратегические коммуникации» Евсея Васильева, ждать, что во время визита Лаврова в Баку и Ереван будут сделаны предложения, которые одним махом разрешат Карабахский конфликт — нельзя.
«Усилия российской дипломатии сегодня направлены на поддержание статус-кво, сохранение которого гораздо тяжелее, чем может показаться», — считает политолог.
По словам Васильева, конечная цель миротворческих усилий Москвы — не столько поиск скорого решения карабахской проблемы, что в нынешних условиях весьма маловероятно, сколько сглаживание накопившихся противоречий, выработка общих подходов к новой «дорожной карте», основная задача которой предотвратить возможное кровопролитие.
«Поэтому никаких прорывов по итогам визитов Лаврова в Баку и Ереван ожидать не стоит», — утверждает эксперт.
По факту речь идёт о поэтапной подготовке переноса переговоров по урегулированию карабахского конфликта в Москву и постепенного отхода от формата утратившей доверие сторон Минской группе ОБСЕ, считает Васильев. Тем более, что США, как заявил экс-сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза, собираются отозвать своего сопредседателя.
«Наметившийся в последнее время рост противоречий между Арменией и Азербайджаном, а также отсутствие видимого прогресса в работе Минской группы ОБСЕ, очевидно и дали старт началу переговорного процесса, инициированного Россией», — отмечает Васильев.
Киреев также полагает, что 20 лет работы Минской группы ОБСЕ доказали, что это не тот формат, который может приблизить стороны к решению конфликта.
«Страны, которые там представлены в качестве посредников, кроме России, с этим регионом никак не связаны», — утверждает эксперт.
Кроме того, как отмечает Киреев, существуют обоснованные подозрения, что входящие в Минскую группу страны Запада стремятся использовать этот конфликт, чтобы играть на противоречиях России и Турции.
«Решить этот вопрос можно при непосредственном участии самих участников конфликта — Азербайджана и Армении, а также России и Турции в качестве посредников», — считает политолог.
По мнению Киреева, решение проблемы не будет гладким.
«По этому вопросу вообще нельзя представить решение, которое было бы воспринято безболезненно той или иной частью армянского или азербайджанского общества, — утверждает Киреев, — но это будет решение, без него всегда будет существовать угроза начала полномасштабной войны».