О рыбах и об общественниках-капиталистах
Ныне в 18:19, просмотров: 41
«Ешь рыбу!» — кушать такое объединение людей, желающих освободиться от бессонницы, людей, которые безумно любят кушать рыбу и морепродукты и которые заботятся о том, чтоб их ежедневное меню было максимально разнообразным и полезным для здоровья. Это своего рода сообщество небедных оптимистов, весёлых, жизнерадостных личностей, лёгких «на подъём», которые готовы пробовать, изведывать, разыскивать что-то новое, полезное и неординарное в жизни. Кроме итого прочего, участники движения уверены, что любой день должен быть не лишь позитивным и ярким, но и вкусным!
Кушать и другие сообщества любителей рыбы, лишь вот настроение у некоторых из них по-солдатски суровое, импульсивное и нервное внутри, почитай как перед дракой за еду.
Ешьте чрез силу
Можно утверждать, что в рационе россиян вечно особая роль отводилась рыбным и другим морским продуктам. Это было вызвано будто исторически сложившимися условиями ведения хозяйства огромной страны — рыболовство издревле велось в её реках, озёрах и морях, этак и религиозными традициями, в частности тем, что по православной вере в многочисленные постные дни разрешалось применять только рыбу, но не мясные продовольствие.
На закате царской России беспартийные граждане по средам и пятницам с удовольствием съедали 6,7 килограмма рыбы в год на каждого. Во пора расцвета страны мирового светлого будущего СССР — 22,5 килограмма (статистика 1980 года). В современной России потребление рыбной продукции вначале резко упало — в период 19952000 гг. до 9 кг/чел. в год, а после, несмотря ни на что, опять выросло — с 14 кг/чел. в 2008-м до 22 килограммов в 2013-м.
По правде говоря, в реальной жизни рыбу на территории громадной России едят весьма неравномерно. Например, в Магадане на человека приходится возле 38 килограммов в год, а в Татарстане — 2,5 кило. Причём различия связаны не с объёмом вылова в Колыме или Волге, а с традициями кухни в каждом отдельном регионе. Политэкономическое миропонимание населения на потребление рыбы никакого существенного влияния не оказывает.
В 2013 году Россия по потреблению рыбы догнала Америку и Европу.
Что тут поделаешь, несмотря на мировые кризисы, административные реформы и лютый мороз, и на Русской равнине растёт аппетит и прививается вкус к морепродуктам. Наши люд и без всяких советских принудительных «рыбных четвергов» опять стали добровольно покупать дары моря.
Чиновники же ожидают от граждан ещё больших статистических достижений в плане поедания рыбы: госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса на этап с 2013 по 2020 гг. предусматривает увеличение среднедушевого потребления продуктов моря уже до 28 килограммов в год.
Ну-ка уж если мы нормы Минздравсоцразвития перешагнули, то надобно продолжать развивать успех. Выбросим в корзину диетической истории рекомендации Института питания РАМН и ФАО — 18 килограммов рыбы на одного человека в год. Будем кушать, станем счастливыми, как обитатели тихоокеанских атоллов. Главное, чтоб не произошло так, будто говорили бабушки в тяжёлые времена: «Ешь чрез силу».
Управлению «Ры-Ры» посвящается
Если даже предположить, что оно существует, то «управление» развитием российского рынка и производства рыбной продукции («Ры-Ры»), похоже, решило не отвечать требованиям этого самого рынка и законам рыночной экономики в целом. Хватит, устали, башка идёт кругом! И тут же, будто во сне, откуда-то из далёкого прошлого медлительно, с тяжёлым скрипом всплывает из мутного, будто брага, тумана огромное, ржавое, чугунное административно-командное «НАДО». Залежалась «железяка» на заднем дворе, запылилась, тяжело идёт. А рядышком с ней уже что-то мелькает и вертится — модненькое такое, непонятное, активно издающее писклявые звуки плача.
Последнее пора, вообще говоря, текущее экономическое состояние предприятий рыбной промышленности определяется маниакальной нестабильностью «внешней среды». Обстоятельства работы становятся уже совершенно непредсказуемыми. Возрастает число неожиданных событий и явлений, повышается темп стремления «что-то изменить». Темп этот гораздо превосходит скорость ответной реакции руководителей предприятий рыбохозяйственного комплекса. В таких условиях становится практически невозможным осуществлять управление развитием с позиции прошлого опыта и его экстраполяции. Естественная морская реакция на систематически забрасываемые на борт рыболовной отрасли юридические новеллы не воспринимается на «берегу».
Похоже, что для своевременного и эффективного ответного действия необходимы согласованные всеми участниками процесса заблаговременные меры экономического и организационного реагирования.
«Ломать — не строить», — этак обычно говорят о тех, кто, придумывая на ходу очередную новеллу, призывает крушить «до основания, а после…». На самом деле, будто правило, расчётливый ум не в меру гибких и «энергичных активистов» зовёт их по проторённой дороге «что-то у кого-то банально отобрать». В нашей ситуации — под «благие пожелания» вырвать у коллег по цеху кус «рыбы». Рыба в тренде. Рыба — это бизнес.
А, будто известно, успех любого бизнеса становится результатом его усилий лишь благодаря изучению потребителей. Эту истину знала даже незатейливая советская торговля. Ну-ка а как же старший брат Базар? Этот точно знает механизм, какой даёт возможность повернуть производство лицом к потребителю. Производство формирует предложение, распределение, а потребление — спрос. Рыночные цены складываются под воздействием издержек производства, спроса, предложения в конкурентной среде.
Таким образом, собственно исследование издержек производства, спроса и предложения, а не демагогия является основой разработки государственной стратегии управления деятельностью входящих в цепочку «судостроение— добыча — производство — прилавок» предприятий. Непродуманное выделение в государственном экономическом предпочтении предприятий одного звена в ущерб другому приведёт, в конечном счёте, к деформации отрасли, увеличению импорта рыбной продукции или её дефициту и росту цен на внутреннем рынке.
Великий почин
Сейчас стало модно вспоминать советскую существование и советскую экономическую классику. Последнее пора тихо выходит из-за угла «спецхрана» и политическая фантастика построения коммунистического общества. Позволим себе и мы сослаться на главного архитектора и практика -строителя коммунизма Владимира Ильича Ленина: «Производительность труда, это, в последнем счёте, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побеждён и будет окончательно побеждён тем, что социализм создаёт новую, гораздо более высокую производительность труда. Это дело весьма трудное и очень долгое, однако оно начато, вот в чём самое главное…»
Дело известного строителя рухнуло. А существование продолжилась. И в «рыбе» тоже. Производительность труда никто не отменял.
С основы 2000-х годов среди западных рыболовных компаний наметилась чёткая тенденция к строительству супертраулеров-филейщиков и новых пелагических сейнер/траулеров, на которых, наряду с танками RSW большого объёма для хранения охлаждённой рыбы, предусматривается также филетирование улова и хранение замороженного филе в части грузовых помещений, которые приспособлены будто для хранения мороженой продукции, этак и охлаждённой рыбы. Такое решение позволяет более гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства промысла и реализации продукции. Причём стройка современных сверхмощных судов не лишь идёт полным ходом, однако и с каждым годом их технические, производственные и эксплуатационные возможности увеличиваются.
Переход на тралы-гиганты и добычу рыбы без подъёма улова на борт, а лишь с откачкой его насосом позволил в разы повысить уловы. Использование новейшего поколения судовых главных энергетических установок снизить затраты на топливо. Автоматизированные линии новейших судовых рыбфабрик, оснащённых самым современным оборудованием для переработки рыбы, позволили разделывать и замораживать рыбное сырьё, изготовлять блочное/порционное филе и консервы при минимальном участии человека, поднимая производительность одного современного судна-фабрики до фантастических величин. Мониторинг производственных процессов в цехе на судне осуществляется в режиме онлайн из офиса компании-владельца.
На внешнем или внутреннем рынке продукция такого судна-фабрики будет вечно конкурентоспособна по сравнению с продукцией промысловых судов предыдущего поколения и с аналогичной продукцией береговых рыбоперерабатывающих предприятий, вне зависимости от страны их расположения. Это тенденция мирового промышленного рыболовства и производства рыбного филе. Филе, основные объёмы которого из года в год по нарастающей продаются в первую очередность в глобальную систему торговли и общественного питания: мировые торговые сети и гиганты фаст-фуда («McDonald’s», «Subway», «Nordsee»).
Что тут поделаешь, потребление рыбы и морепродуктов растёт по всему миру. При этом самым быстрорастущим сегментом является замороженное филе белой нежирной, этак называемой столовой рыбы. Причины подобного повышенного интереса связаны с растущей популярностью здорового диетического питания. Кроме того, этот облик продукции освобождает потребителя от всех неудобств, связанных с кропотливой разделкой рыбы. Благодаря этим преимуществам филе набирает популярность не лишь в розничной торговле, но и в сегменте общественного питания, где всё более востребованными становятся порционные продовольствие, требующие минимальной дополнительной обработки. Стремительные скорости современной жизни мегаполисов и попросту крупных городов уже не оставляют их жителям времени на процесс приготовления и поедания пищи. Собственно на этот массовый сегмент в потребностях работают высокопроизводительные морские фабрики.
Откуда рыба?
В России покамест «рыбное» предложение в розничной торговой сети (без общественного питания это отдельная тема) формируется с трёх рынков производства: регионального производства рыбной продукции, поставок готовой продукции известных национальных брендов из других регионов страны и импортных поставок (в основном полуфабрикат для российских производителей). Региональные производители в свою очередность могут иметь своё местное сырьё, получать сырьё из прибрежных регионов России или из-за рубежа.
Разбор однородности ассортимента торговых компаний показывает, что три четверти ассортимента в общем объёме российской торговли составляют итого пять видов рыбы: минтай, скумбрия, сельдь, треска и пикша. Рослый стабильный спрос на эту рыбу объясняется наличием традиционных морских районов промысла, будто правило, в российской экономической зоне или недалеко от неё, имеющих большенный промысловый запас этих водных биоресурсов. Относительно невысокая стоимость производства мороженой продукции в море и доставки её на российский берег делает её популярной и доступной для покупателя с доходами ниже «средних».
Однако всё равно пока на Западе или на Востоке платят больше за российское мороженое рыбное сырьё, и что немаловажно платят в срок и надёжно. У нас же потенциальный добавочный потребительский спрос ещё не обеспечен стабильными высокими доходами населения, в результате чего за дополнительное сырьё на рынке производства не дают хорошие денежки. Большинство людей на отечественном розничном рынке покамест выбирают «дёшево», а не «быстро и недорого» или «качественно и недорого». Потому российский рынок так интересен иностранным производителям дешёвого полуфабриката или готовой недорогой продукции с Востока. Открытая конкуренция, и мы в ней «не тянем» с нашими объективно высокими производственными затратами.
Понимая все эти тенденции, российские рыбопромышленники и рыботорговцы исподволь занимают своё место «эконом+» и «премиум» в розничных торговых сегментах рыбного рынка России. Расчёт на обеспеченных деньгами российских граждан, любителей качественно закусить.
Вот они такие законы рынка. Кто-то скажет, что дудки?