Фото: tvi.ua
Правительство надлежит проводить реформы и наконец дать финансовые права регионам, сказал Грушевский
Общенародный депутат жестко раскритиковал правительственный законопроект о бюджетной децентрализации.
Законопроект о бюджетной децентрализации, предложенный Кабинетом Министров, касается лишь изменения принципов расходной части государственного бюджета, а потому его невозможно считать децентрализацией, заявил общенародный депутат, уполномоченный депутатской группы За мир и стабильность Виталий Грушевский.
«Реальная децентрализация — это полное изменение принципов формирования не расходной, а прежде итого доходной части бюджета с распределением части общенациональных налогов между регионами и центром в сторону увеличения доли для регионов. То, что предлагает нам правительство — это имитация проведения и осуществления бюджетной реформы», — сказал он.
По словам нардепа, правительственная децентрализация предлагает одобрить увеличение поступлений в местные бюджеты за счет повышения экологического налога с 35% до 80% и сбора от розничной продажи подакцизных товаров по ставке 2%. Вместо этого правительство планирует изъять все денежки из регионов, которые поступают по налогу на доходы физических лиц.
«Сейчас налог на доходы физических лиц поступает в местные бюджеты в стопроцентном размере, за исключением Киева, какой получает 50%. В прошлом году собственно этот налог, по данным Госказначейства, составил 70% всех налоговых поступлений в местные бюджеты. Сейчас авторы законопроекта предлагают перераспределить в пользу местных бюджетов поступления от экологического налога вместо налогов на доходы физлиц. Однако такие замены неравноценны. Так, за полгода в бюджет Черкасской области поступило более 700 млн грн налога на доходы с физических лиц и лишь 10 млн грн экологического налога», — сказал Грушевский.
Он добавил, что создается абсолютно нежизнеспособная система, внедрение которой сможет повергнуть к существенным бюджетных расходам: когда регионы останутся одинешенек на один со своей финансовой независимостью, зайдут в тупик и не смогут осуществлять финансирование, поскольку для этого попросту не будет ресурсов. А государству впоследствии придется разыскивать и выделять для них средства.
Общенародный депутат также обратил внимание на вывод Главного научно-экспертного управления, в котором указано, что этим законопроектом на Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета возлагаются несвойственные ему полномочия, которые выходят за пределы компетенции парламентских комитетов, определенных Конституцией и законодательством.
«Правительственный законопроект предлагает Кабмину по согласованию с Комитетом осуществлять распределение и перераспределение субвенций и дополнительных дотаций. Это грубое нарушение законодательства, ведь Конституционный суд неоднократно подчеркивал, что право принимать законы и вносить в них изменения, в случае если оно не осуществляется непосредственно народом, принадлежит исключительно Верховной Раде, а не Комитетам», — сказал он.
Грушевский также обратил внимание на то, что зарегистрированные в парламенте законопроекты №2918 и №2919 по уплате налога на барыш предприятий в бюджеты местного самоуправления уже год блокируют лоббистские группы олигархов.
«То кушать налог должен начисляться и уплачиваться плательщиком в бюджеты местного самоуправления по месту расположения объектов производства или оказания услуг, а не по месту регистрации. Ведь сейчас большинство предприятий, которые фактически находятся в регионах, зарегистрированы в г.Киев, потому все поступления получает Киев. Однако средства должны оставаться там, где их подлинно зарабатывают. Надо прекратить позорную практику выпрашивания денег на регионы, а общенациональный бюджет свести исключительно к финансированию армии и государственного аппарата. Правительство надлежит проводить реформы и наконец дать финансовые права регионам, а не заниматься имитацией бурной деятельности», — подчеркнул депутат.