Распространение лихорадки Эбола требует принятия самых жестких антикризисных мер. Религиозные погребальные традиции должны уступить пункт профессиональной медицине.
Эпидемия лихорадки Эбола ставит многих жителей Западной Африки перед дилеммой: вытекать ли им по-прежнему религиозным традициям или довериться иностранным врачам?
Скоропостижная кончина члена семьи — всегда шок и трагедия для его близких. И единственное, что они могут сделать для него — это достойно коротать в последний путь. Но в Гвинее, Сьерра-Леоне и Либерии, где число умерших от страшного вируса достигло уже возле 900 человек и где любой день регистрируют все новые случаи заражения вирусом, эпидемия заставляет людей менять вековым традициям. Эксперты в области здравоохранения призывают к повышенным мерам предосторожности при контакте с умершими: опасность так велика, что дотрагиваться до тела запрещено.
Традиции против медицины
«С этим весьма, очень трудно смириться», — говорит в беседе с корреспондентом DW Питер Конте, директор католической благотворительной организации Caritas во Фритауне, столице Сьерра-Леоне. «Для нас общеприняты тактильные контакты при погребении. Члены семьи и служители церкви прикасаются к умершим, благословляют их», — рассказывает поп. Он знал нескольких имамов, которые погибли, заразившись вирусом собственно при отправлении религиозного обряда.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), международной организации «Врачи без границ» и другие эксперты предупреждают, как это возможно, об опасности заражения. Они распространяют листовки с правилами поведения и информацией о вирусе среди жителей охваченных эпидемией регионов. «Труд этих бригад связана с огромным напряжением, — говорит Хансйорг Дильгер (Hansjörg Dilger), профессор этнологии из Свободного университета Берлина. — Ведь от них ждут, что они незамедлительно возьмут ситуацию под контроль».
По его словам, специалистам нередко не хватает времени на то, чтоб проникнуться чаяниями людей и реально поддержать им продолжать придерживаться привычных традиций общения товарищ с другом, достойно проводить родственников в заключительный путь или поддержать их во пора болезни.
По распоряжению правительства Сьерра-Леоне тела умерших от Эболы должны быть не погребены, а сожжены. Средства массовой информации сообщают, что родственники стали запрятывать тела близких у себя дома. Иная ситуация наблюдается в Либерии: там, по сообщениям СМИ, местные жители жалуются на то, что никто не хочет прикасаться к останкам погибших, и, следственно, соответствующие ведомства их не вывозят.
Недоверие и предрассудки
Местные жители с недоверием относятся к властям, и частично это оправдывается тем, что, по словам Дильгера, осторожно-выжидательное поведение жителей наталкивается на стремление государства будто можно быстрее остановить распространение заболевания. «Из-за отсутствия функционирующей общественной системы здравоохранения уход за больными нередко осуществляется не в клиниках, а становится проблемой семьи», — говорит эксперт.
Людям тяжело осознать необходимость передачи ответственности международным организациям. По словам Питера Конте из Сьерра-Леоне, отдельный зачастую забирают зараженных родственников из стационаров домой лишь потому, что якобы знают: оттуда живыми не возвращаются. Местные жители, замечает Конте, больше доверяют традиционным африканским целителям, чем незнакомцам в белых халатах. Хотя первые способны, пожалуй, лишь облегчить страдания.
«Когда происходят вспышки эпидемий, возникает философский проблема: почему люди умирают этак внезапно и в таком большом количестве?», — говорит этнолог Дильгер. И продолжает: «В большинстве случаев они верят в причины, которые не имеют ничего общего с медициной, так, колдовство». Тем не менее, по его словам, это вовсе не означает, что западная медицина неизвестна или не признается местным населением. «Они попросту, скорее всего, не отвечают на нравственные вопросы, которые люд задают себе при скоропостижной смерти близких людей».
Информация вместо молитвы?
Вера должна помогать в борьбе с эпидемией, и потому проблема, способствовали ли религиозные обряды, а собственно погребальные церемонии, распространению вируса Эбола в самом начале, стараются осторожно обходить. Папа Конте использует христианскую церковную службу в просветительских целях. «Более половины жителей Сьерра-Леоне ходят в храм или мечеть», — подчеркивает он. Поп объясняет пришедшим, как распространяется заболевание и какие существуют средства профилактики.
Разом после беседы с корреспондентом DW Конте направился во Фритаун на встречу с представителями мусульман, христиан, правительства страны и сотрудниками ВОЗ. Там они планируют пришагать к единому мнению касательно одного, единственно верного послания жителям страны.
Папа Конте пытается рассказывать о вирусе, информировать о профилактике заболевания и тех, кто не ходит в храм. «Позавчера вместе с другими сотрудниками Caritas я обошел территорию трущоб с громкоговорителем», — рассказывает поп. Ведь, в конце концов, не у каждого кушать радио, говорит он. Однако, тем не менее, несмотря на усиленный труд медиков и сотрудников благотворительных организаций, вряд ли можно с уверенностью произнести, что большинство жителей охваченных эпидемией Эболы регионов неукоснительно соблюдают все необходимые гигиенические нормы.