10 марта 1908 года родился создатель легендарного советского танка КВ Жозеф Котин. Конструктор вооружил Красную Армию боевыми машинами, с которыми войска Вермахта боялись вступать в открытый бой. По окончании Великой Отечественной войны Котин продолжил модернизацию советского ВПК, помогая запускать ракеты в космос и осваивать Антарктиду. О жизненном пути советского инженера-изобретателя — в материале RT.
От Харькова до Ленинграда
Жозеф Котин родился 10 марта 1908 года в небольшом украинском городке Павлоград (сегодня территория Днепропетровской области) в семье обрусевших поляков. В годы Гражданской войны Котины переехали в Харьков, где 15-летний Жозеф устроился слесарем на котельно-механический завод. Там впервые и проявился его талант к конструкторской деятельности: юный Котин усовершенствовал слесарные тиски и запатентовал своё изобретение.
Также по теме
15 ноября 1922 года родился советский и российский конструктор стрелкового оружия Игорь Яковлевич Стечкин. Всемирную известность…
Окончив местный рабфак, Жозеф по желанию родителей поступил в мединститут, но быстро понял, что его увлечение техникой сильнее. В итоге он перевёлся на автомобильный факультет Харьковского политеха, где, после третьего курса, его как одного из лучших студентов направили на учёбу в ленинградскую Военно-техническую академию РККА. Там Котин защитил диплом, посвящённый разработкам колёсно-гусеничного танка. После этого его вызвали на повторную защиту, на которой присутствовал лично Михаил Тухачевский.
Командующий Ленинградским военным округом обратил внимание на перспективного инженера-изобретателя и распорядился, чтобы тот остался работать в научно-исследовательском отделе академии. Через некоторое время Котина назначили начальником специально созданного проектно-конструкторского сектора.
Молодой инженер занимался новаторскими танковыми проектами и готовил диссертацию по десантированию бронетехники, но в 1937 году в его судьбе произошёл крутой поворот. Котин возглавляет специализированное конструкторское бюро ленинградского Кировского завода — одного из самых больших в стране. Там он работает над новыми образцами танков.
- Жозеф Котин
- РИА Новости
В то время перед советскими инженерами стояла приоритетная задача по разработке многобашенной танковой техники, однако Котин параллельно работал и над однобашенной моделью.
Также по теме
Ровно 75 лет назад, 11 февраля 1943 года, Иосиф Сталин подписал решение Государственного комитета обороны о начале проведения в СССР…
Появлению танка КВ невольно поспособствовал сам
Котин также рассказал вождю о своих «однобашенных наработках» и получил одобрение на их развитие. Так Советский Союз наряду с многобашенным тяжёлым СМК получил и танк КВ («Клим Ворошилов»), оказавший огромное влияние на развитие бронетанковой техники не только в стране, но и в мире.
Маршал СССР, чьим именем был назван танк, сыграл важную роль в судьбе Котина. Благодаря участию Ворошилова, будущая жена конструктора, Наталья Поклонова, после двух бесплодных попыток смогла поступить в военную академию, где и познакомилась с Котиным.
Первое детище конструктора — ещё «сырой» КВ — прошёл боевое крещение в Советско-финской войне в 1939 году. Танк участвовал в боях 17 декабря на Линии
Главный конструктор Танкограда
К началу
Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 41-го единственный танк КВ под городом Расейняй сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz.35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и 2 орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его «Gespenst» — призрак.
- Советские тяжелые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки
- РИА Новости
- © Самарий Гурарий
Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Но оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта руководство страны посчитало неблагоразумным. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.
Также по теме
23 февраля 1918 года в России появилась новая военная сила — Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). Боевое крещение участники…
Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-мм гаубицей КВ-2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.
«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что состоял на вооружении Красной армии вплоть до самого распада Советского Союза, а затем — ещё и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-мм пушка представляла смертельную угрозу для вражеских ДОТов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим Вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.
«Сегодня в массовом сознании КВ и ИС-2 почему-то недооценены, все больше помнят о Т-34. Но тяжёлые танки — это стратегия, это прорыв вражеской обороны. Как можно оценить вклад Жозефа Яковлевича Котина в победу? С огромным уважением, склонив перед ним голову. Это был человек потрясающей внутренней красоты, особого отношения к работе», — рассказала в интервью RT директор Музея трудовой и боевой славы Челябинского тракторного завода Надежда Дида.
За годы войны Котин успел побывать заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.
После войны
Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, бронетехника отошла на второй план.
Тем не менее, о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.
«Этот человек помог нам выиграть войну», — так говорил о конструкторе Первый секретарь ЦК КПСС.
В мирное время Котин продолжил проектировать различную технику, используя свой колоссальный «танковый» опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов К-700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К-12, используемый при лесозаготовках. Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.
- Жозеф Котин
- © Wikimedia Commons
В 1968 году Жозеф Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, дослужился до звания генерал-полковника инженерно-технической службы. В отставку из министерства Жозеф Яковлевич вышел только в 1972-ом.
Родные Котина вспоминают, что глава семьи не был в отпуске 17 лет. А когда после войны руководство чуть ли не силой отправило его в санаторий, конструктор каждый день звонил на работу и умудрялся летать с отдыха на завод, чтобы лично разобраться с какими-то неполадками.