Алексей Учитель объявил о своих планах снять фильм про Виктора Цоя. Учитель стал третьим российским режиссёром, который в 2017 году объявил о планах выпустить картину о легенде советского рока. Участник первого состава группы «Кино» Алексей Рыбин уже начал съёмки драмы, повествующей об истории образования музыкального коллектива. Кирилл Серебренников в своей ленте расскажет о записи первого альбома Цоя. Алексей Учитель представит роуд-муви о том, как гроб с телом музыканта три дня везли из Латвии в Санкт-Петербург. RT выяснял, почему фигура Цоя так заинтересовала отечественных кинематографистов.
И это всё о нём
В четверг, 20 июля, стало известно, что Алексей Учитель запросил у Фонда кино 90 млн рублей на съёмки фильма про Цоя (общий бюджет ленты составит 150 млн руб). Примечательно, что в картине не будет актёра, исполняющего роль Цоя. Главным героем станет водитель, который сбил музыканта на трассе под Ригой в августе 1990 года. Режиссёр отмечает, что его новый проект — роуд-муви (то есть фильм, герои которого находятся в дороге).
В центре сюжета будущей картины Учителя — история о том, как близкие Цоя везли его тело из Латвии в Петербург.
Планируется, что в картину добавят документальные кадры, и Цой, так или иначе, «будет для зрителей живым».
- © Игорь Мухин/Wikimedia
Ленты Серебренникова и Рыбина рассказывают о начале карьеры музыканта и зарождении группы «Кино».
По данным СМИ, в фильме Серебренникова, сценарий к которому написали Михаил и Лили Идовы, будут описаны события конца 70-х — начала 80-х годов: время первых квартирников и записи дебютного альбома. Картина должна выйти на экраны осенью 2018 года.
Драма Алексея Рыбина также повествует о создании группы «Кино».
Как рассказал RT соратник Цоя, замысел снять фильм про музыканта появился давно, а работа над сценарием велась совместно с продюсером Игорем Гудковым на протяжении нескольких лет. Теперь появилась возможность воплотить идею в жизнь.
Несмотря на то, что кастинг на некоторые роли ещё не окончен, в Петербурге уже начались съёмки. Имена исполнителей не раскрываются, но, как отмечает режиссёр, в основном к участию в картине привлекаются молодые актёры. Ожидается, что её постпродакшн будет завершён к весне 2018 года.
Музыка вечна
Ничего удивительного в том, что сразу три режиссёра практически одновременно занимаются проектами с пересекающейся тематикой, нет, заявил RT музыкальный критик Артур Гаспарян. На его взгляд, Цой является глобальной фигурой, и его творческое наследие вызывает неизменный интерес. И это вполне нормальное явление.
- © Кадр из фильма «Асса»
«Это связано не только с Цоем, это связано с любым человеком, который оставил в истории, в том числе в истории культуры, искусства, какой-то след. Просто этот человек — уже классик музыки, поэтому кто-то время от времени обращает на него внимание, кого-то эта музыка по-прежнему продолжает трогать», — пояснил Гаспарян.
Музыка Цоя из области русского рока перешла в разряд классики и будет восприниматься последующими поколениями именно в этом ключе. Такое мнение высказал RT журналист Глеб Тарабутин.
По его словам, в настоящее время музыкальная жизнь в России находится в состоянии стагнации. И люди слушают «старое». На это есть спрос. Поэтому обращение кинематографистов к советской музыкальной истории вполне оправдано. Спрос рождает предложение.
О вневременном характере творчества Цоя говорил RT и музыкальный критик Алексей Певчев.
Критик считает, что Учитель и Рыбин способны создать серьёзный продукт, ориентированный на думающую аудиторию, поскольку оба режиссёра общались с Цоем и были «плотно интегрированы в тусовку рок-музыкантов». И даже обличённая в формат роуд-муви история про перевозку тела имеет право на существование.
«Вполне возможно, что это будет очень оригинальный подход. Я думаю, что Алексей Учитель абсолютно чётко справится с любой задачей, особенно в этом направлении», — заключил Певчев.